Культура западной европы
Переход от рабовладельческого строя, к феодальному был сопровождаемым коренными переменами в духовной жизни западноевропейского сообщества. На замену древней, в главном светской культуре, пришла цивилизация рыцарская, для которой было типично владычество религиозных взоров. Главное воздействие на ее создание оказали, с одной стороны, унаследованное от старенького решетка христианство, с иной — культурное наследие безжалостных народов, сокрушивших Рим. Идейное управление церкви, постаравшейся подчинить всю духовную жизнь сообщества христианскому вероучению, определило облип культуры рыцарской Западной Европы.
Данная изюминка рыцарской культуры обусловила ее противоречивую оценку в следующие века. Гуманисты и историки-просветители XVIII в. (Вольтер и др.) без должного уважения относились к культуре средних веков, «черной ночи христианства». В антагонистичность им реакционные романтики конца XVIII — истока XIX в. положили правило идеализации рыцарской культуры, в которой лицезрели изображение высочайшей морали.
Апология рыцарской культуры и той роли, которую игралась в ее развитии храм, отличительна и для прогрессивной буржуазной церковной историографии и философии неотомизма, коия пробует воскресить преподавание католического философа XIII в. Фомы Аквинского и провозглашает наверное преподавание верховным достижением философской идеи.
Русские эксперты считают, будто управление со стороны церкви всей духовной жизнью сообщества тормозило формирование культуры средневековья. Совместно с тем, с точки зрения историков-марксистов, средневековье еще внесло собственный взнос в ситуацию человечной культуры. В средние века в сферу культурного становления были вовлечены почти все новейшие пароды, зародилась государственная цивилизация передовых европейских государств, сформировалась состоятельная беллетристика на государственных языках, были сделаны примечательные эталоны изобразительного художества и зодчества. Облаченные в мощь исторических критерий в религиозную форму, человечная идею и художественное творчество продолжали рскручиваться. Медлительный их подъем в движение средних веков сотворил условия для следующего взлета естественнонаучной и философской идеи, литературы и художества.